не поймана не варона

рассказываю

макаронов для мамы и папы! / октябрь 2017

Кто-то в мамином окружении успел возмутиться, что я потащила своих не особо путешествующих родителей в Италию, но не показала им ни Рима, ни Крыма, ни Венеции, ни Милана, ни Турина. Это немножечко правда, и вину мою можно приумножить тем, что я умудрилась вероломно поселить нас: под взлетно-посадочной полосой аэропорта, у железной дороги и по соседству с колокольней. Но не до конца правда, потому что помимо побитых и не особо посещаемых серпантинов Обломитовых Альп, итальянских коровок, повстречавшихся нам меж заборов, что местами приходилось перелазить, и китайских забегаловок, с годами ассимиляции укрепившихся в гротескном навыке порчи макарон, я все же показала родителям не только Италию настоящих итальянцев, но и некоторые места Италии туриста классического версии один.ноль.

Поскольку планирование путешествий является моим коньком — маршрута у нашей поездки не существовало. Имелись глобальные точки притяжения на карте в виде трех северных озер — Гарда, Комо и Маджиорре; несколько забронированных квартир и гостиниц, что выбирались по признаку балкона и родословной дома вместо признака географического, а посему оказались в наглухо забытых деревнях; и партийный запрет на использование автобанов и минимальное использование национальных дорог. Эта замечательная идея привела нас в первые же полчаса на улочку такой ширины, что с перепугу притих даже двигатель только что взятой в прокате машины. Поскольку ни один из моих родителей не обладал ни водительскими правами, ни билетами на обратный рейс, все, что им оставалось — это перестать дышать, дабы не расширять пространство, и послушно принимать добро, что я торжественно положила на семейный алтарь в виде совершенного экскурсионного плана.

В первый день я была занята исключительно глобальными задачами: переключить режимы дворников, повернуть зеркало, привыкнуть к новой коробке передач, откинуть спинку сидения, поднять спинку сидения, задрать руль, увеличить громкость любимой песни. Для того, чтобы выяснить, что бак открывается легким нажатием, я даже открыла мануал. Изучение функций автомобильного компьютера и навигатора, тем временем, находилось на одной широте с кузькиной матерью, посему моей маме пришлось впервые в жизни открыть гугл карты на своем телефоне. Мама только-только закончила сражение с душевой кабиной, а затем с умывальником в кафе, где пришлось давить на педаль, чтобы получить воды. К такой подлости советского человека морально не подготовили, зато воспитали не задавать лишних вопросов, поэтому на каждое посещение нового санузла или ванной мама отводила от десяти до двадцати пяти минут, не говоря уж о времени, необходимом на медитацию и релаксацию после пережитого стресса. Отгромыхав утренний ритуал в унисон пролетающим прямо у нас над пальмой самолетам, мама с чувством выполненного долга покинула ванную комнату с дверцей от душ-кабины в руках и невозмутимо ушла паковать багаж. Назначение в штурманы застало ее врасплох, поскольку доселе смартфон был инструментом необходимым лишь только для фэйсбука, но никак не для обучения ориентации в пространстве по джипиэсу — так что в первый день мама стала повторять некоторые фигуры речи, что я люблю нараспев произносить за рулем в моменты легкой водительской фрустрации. Спустя несколько часов тихонько сидящий сзади папа потребовал остановки у супермаркета и впоследствии скрылся среди полок с пивом. Всю следующую ночь мама во сне готовила меня к повороту направо через пятьсот метров.

В последний день поездки я поклялась себе отметить на карте весь маршрут, что мы в итоге проделали, обозначить все достойные внимания смотровые площадки, красивые дороги и интересные точки. Несколько раз я переносила это задание на завтра, еще несколько — на понедельник, и открыла карту аккурат к тому моменту, когда напрочь забыла половину.

Дорога SP345

С абсолютной уверенностью могу заявить, что мы начали путешествие в Бергамо, отправившись по дороге SS42 в сторону озера Endine. Не доезжая до озера, я свернула направо на дорогу SP79, с целью попасть в точку с фотоаппаратом, обозначенную на карте как привлекательная панорамная площадка на верхушке San Fermo Hills. Надо признать, что дорога, что ведет к этой точке, куда интереснее самого пункта назначения. Мы развернулись, и по ней же продолжили свой путь в сторону озера Iseo, обогнув его вдоль берега и отправившись севернее, к населенному пункту Breno, где я решила снова повернуть разок направо. Тут-то мы и провели остальные две трети дня: я крутила руль, мама продолжала по инерции вопить «крутой поворот направо!», «крутой поворот налево!» каждые тридцать секунд, заслуженный православный атеист папа тихонько сидел сзади и молился. Дорога SP345 — невероятно живописная и, судя по всему, не очень популярная. Здесь стартуют многочисленные пешеходные треки по окружающим горам и здесь можно посмотреть немного ближе на Италию за пределами привычной инфраструктуры. К вечеру мы прибываем в Darzo, где нас ожидает очень милая квартира с огромным колоколом прямо в правом ухе.

Предвкушая поездку, я порадовалась поздним осенним рассветам и представила, как буду просыпаться и фотографировать восход солнца, пока родители смотрят десятый утренний сон как любые другие нормальные люди, поехавшие в долгожданный отпуск. Одну незначительную деталь я совсем забыла учесть — папа мой является оплотом дисциплины и главным филиалом жаворонков на планете. Последние тридцать лет своей жизни (как минимум) папа просыпается без пяти кукареку ни свет, ни заря, и к 7 утра уже переступает порог рабочего кабинета. Было глупо предположить, что после первой же порции макарон его распорядок дня изменится. Каждый день я просыпалась около 7, ощущая на своей двери немой укор уже очень давно бодрствующего человека. Восход солнца я встречала не перед фотоаппаратом, а за рулем, когда причесанные, помытые и слопавшие первый завтрак мы всей семьей направлялись к следующей точке путешествия.

Озеро Гарда. Мои родители не увидели ни одного большого города Италии, но увидели самое большое озеро, что лично я считаю достижением куда более важным. Рива дель Гарда ежегодно собирает тошнотворное количество туристов, но несмотря на это является для меня местом особенным и обязательным к показу. К счастью, мы сюда приехали в середине октября и с первыми лучами солнца — нам повезло, что мы вообще увидели живых людей в это время.

Великая затея заключалась в том, чтобы приехать на какой-нибудь панорамный вид на Гарду, но трезво оценив свои способности перекатываться по горам после плотного завтрака, мы решили не смешить судьбу и проехать по берегу озера в сторону городка Limone, а потом в городе Gargnano свернуть в горы на дорогу SP9, и проехав перевал, вернуться к вечеру к своей колокольне. Этот серпантин, пожалуй, будет моим номером 1 за поездку. И оттуда у меня нет толком ни одной фотографии.

На следующий день, традиционно вместе с первыми лучами солнца мы уже приезжаем в Salo, утверждаемся в том, что от Limone и многих других городов на побережье он особо ничем не отличается, и после двухчасовой прогулки и шести эспрессо на меня и папу, начинаем обратный путь в сторону Бергамо.

На этот раз AirBnB любезно поселил нас в доме 1800-го года, принадлежащем очень приветливой итальянской семье. Поначалу навигатор трижды отказался вести нас по адресу, но приложив немного молдавского упорства и проехав под кирпич и обозначение частной дороги, мы все-таки попали на самую настоящую итальянскую деревенскую частную территорию. Отсюда у меня тоже нет ни одной фотографии, поскольку я была крайне занята важной и рискованной авантюрой — выбросить и сжечь папины старые кроссовки.

С этого дня к нашему путешествию присоединяется милый моему сердцу Тим, и я складываю полномочия водителя, доверяя ему руль с закрытыми глазами. Одновременно со мной расслабляется и мама — теперь она может со спокойной совестью поднять глаза от карты и начать пялиться по сторонам, пугаясь каждого крутого поворота и ойкая на каждую встречную машину. В полтора раза быстрее гугла мы заезжаем по серпантину на Piani Resinelli, откуда еще полчаса топаем пешком до ошеломительного вида на Комо и окружающие его лужи. Эта панорамная площадка отмечена на карте, так что ее можно с легкостью найти и без дополнительных наводок.

Следующий чекин мы таки совершаем в Милане (для галочки), но вместо прогулки по наиболее натоптанным туристами местам, мы едем на мероприятие, в чьем анонсе собралось несколько ключевых слов: пиво, музыка и старые автомобили.

К пятому дню поездки мама уже немного разбирается в разновидностях итальянской сантехники, и способна разделять по стилям все изученные в мелочах санузлы и раковины. Степень адаптации мамы достигает своего апогея, когда мы слышим "мне второй капучино, пор фавор", имея ввиду второй в жизни капучино, и еще даже не проглотив до конца первый. Перемены в настроениях папы не так заметны, потому что у папы есть одно серьезное увлечение по жизни — много молчать и тихонько хихикать, и набитый едой рот лишь только способствует этой увлекательной практике.

Оставшиеся дни мы проводим в окрестностях озера Маджиорре. Мама начиталась об островах на юге озера, о замках, поместьях и заповеднике, полном живности, поэтому какое-то время мы посвящаем Isola Madre. Я начиталась о фуникулере, что поднимается на вершину горы Mottarone, и этому мероприятию мы тоже посвящаем несколько часов.

За эту неделю я не сделала ни одного снимка еды, хотя набрала несколько килограммов. Я ни разу не спела оду итальянскому кофе, хотя мое сердце чуть не лопнуло от кофеина и удовольствия. А еще я ни разу не выспалась и мне ни разу не стало скучно.

Моя мама теперь иногда пьет капучино, а папа послушно планирует следующие поездки.